Среда дистанционной поддержки обучения
Среда дистанционной поддержки обучения позволяет реализовать дистанционную подготовку учащихся, создать дополнительную мотивацию к обучению, обеспечить учет, контроль и планирование обучения на уровне учебного заведения, групп учащихся, каждого учащегося. Использование Среды дистанционной поддержки обучения способствует повышению качества образования, обеспечивает равные возможности доступа к образованию для всех категорий учащихся, повышает эффективность вложения инвестиций в образование.
Динамика реформ в стране, их ориентация на инновационный путь развития определяют сильные изменения в содержании и качестве подготовке специалистов. Так, проводимая в настоящее время реформа образования направлена на обеспечение его непрерывности, усиление связи с наукой и инновационной деятельностью. Возрастающие потребности в переподготовке и повышении квал��фикации кадров, необходимость предоставления образования всем слоям населения, в том числе лицам с ограниченными возможностями по здоровью, а также необходимость обеспечения индивидуальности траектории обучения предъявляют требования к расширению форм и методов обучения, новой организации учебного процесса и обеспечения его качества.
В решении описанных задач особая роль отводится информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), обеспечивающим повышение производительности труда преподавателей и персонала ВУЗов, прозрачность и гибкость учебного процесса, а также независимость от географического расположения, ограничений по здоровью, уровня базовой подготовки и других факторов, ограничивавших ранее возможности обучения в рамках традиционных форм.
Реализация дистанционной поддержки обучения на основе ИКТ обеспечивает учебным заведениям такие важные преимущества, как возможность обучения с ориентацией на нужды обучаемого, оптимизация рабочего времени преподавателей, предоставление доступа к информационным ресурсам без ограничения по месту и времени, повышение качества аттестационных мероприятий, создание и управление высококачественными электронными образовательными ресурсами.
Для существенного повышения качества образовательной деятельности как в очной, так и заочной форме, а также для удовлетворения потребностей современных учащихся специалисты Группы компаний VP GROUP совместно с ведущим международным разработчиком программного обеспечения в сфере образования Blackboard создали комплексное решение «Среда дистанционной поддержки обучения».
Среда дистанционной поддержки обучения отвечает всем современным стандартам организации и управления учебным процессом, позволяет существенно улучшить качество образовательной деятельности как в очной, так и в заочной формах, предоставляет эффективные инструменты контроля ключевых показателей учебного процесса с различной степенью агрегации: от уровня учебных классов до уровня всего учебного заведения.
Решаемые задачи
Среда дистанционной поддержки обучения решает следующие основные задачи, реализуемые взаимосвязанными компонентами:
- Поддержка обучения – Blackboard Course Delivery
- Управление образовательными ресурсами – Blackboard Content Managment
- Взаимодействие участников образовательной среды вуза – Blackboard Community Engagement
- Контроль и анализ ключевых показателей образовательной деятельности – Blackboard Outcomes
- Доступ к образовательной информации через мобильные устройства – Blackboard Mobile Central
![Уровни взаимодействия в Среде дистанционной поддержки обучения](/Portals/7/img/decisions/VP-distant-pict02(2).png)
Рис. 1. Основные компоненты Среды дистанционной поддержки обучения
Задача поддержки обучения реализуется за счет предоставления учащимся, преподавателям и администрации комплекса следующих функциональных возможностей:
- Предоставление новостей и персональных уведомлений
- Предоставление доступа к средствам взаимодействия: электронная почта, чаты, форумы, журналы, пересылка мгновенных сообщений
- Создание учебных групп для совместной работы: виртуальные рабочие зоны для совместного выполнения учебных заданий
- Ведение учебных планов и контроль их исполнения
- Создание электронных образовательных ресурсов, учебных курсов
- Проведение опросов, анкетирования, аттестаций (более 25 видов контроля)
- Импорт SCORM объектов в учебную среду
- Использование ранее созданных учебных компонентов для создания новых учебных курсов
- Возможность зачисления на курсы самими учащимися
- Использование среды контроля успеваемости учащихся в рамках курса, обратная связь с учащимися
- Выявление плагиата, поиск источников плагиата как среди локальных материалов, так и в Интернете
- Осуществление мониторинга, анализа и подготовки отчетности по учащимся, преподавателям и учебным курсам
- Предоставление доступа к спискам учащихся и преподавателей
- Организация дистанционных консультаций
Управление образовательными ресурсами осуществляется за счет предоставления следующих функциональных возможностей:
- Учет и хранение, отслеживание версий электронных образовательных ресурсов
- Использование стандартных (IMS, LOM) шаблонов метаданных и создание собственных
- Ведение индивидуальных библиотек (набора учебных материалов) пользователя, курса, группы, потока и т.д.
- Учет статистики и ведение рейтингов использования электронных образовательных ресурсов
- Управление и контроль доступа пользователей к электронным образовательным ресурсам
- Ведение персональных страниц учащихся (электронное портфолио)
Задача взаимодействия участников образовательной среды вуза реализуется за счет предоставления пользователям востребованных информационных сервисов:
- Управление организационной структурой образовательного учреждения
- Привязка пользователей к соответствующим учебным и административным подразделениям вуза, а также к организациям и сообществам
- Создание информационных областей для любого элемента организационной структуры вуза, включая: новости, календари, форумы, задачи, информационное наполнение, инструменты совместной работы и т.д.
- Расширенные возможности управления правами доступа благодаря возможности создания неограниченного числа гибко настраиваемых системных ролей
- Выделение автономных информационных блоков (доменов), включающих списки пользователей, библиотеки курсов, библиотеки электронных образовательных ресурсов
- Возможность интеграции с платежными системами для осуществления денежных транзакций за использование образовательных ресурсов
Контроль и анализ ключевых показателей в Среде дистанционной поддержки обучения реализует концепцию сквозного оперативного контроля по ключевым показателям «сверху — вниз» и стратегического планирования в области взаимодействия учащихся и преподавателей, управления образовательными ресурсами, обучения на всех уровнях управления: от деятельности учащихся и преподавателей до работы учебных заведений в целом.
Среда предоставляет следующие функциональные возможности:
- Установка ключевых показателей образовательной деятельности и их целевых значений
- Мониторинг в режиме on-line значений ключевых показателей образовательной деятельности
- Прогноз развития образовательной деятельности
- Формирование типовой и индивидуальной отчетности
- Разработка и мониторинг мероприятий по мотивации профессорско-преподавательского состава
Задача доступа к информации вуза через мобильные устройства решается за счет предоставления информационных сервисов, адаптированных для работы с мобильными устройствами, использующими различные мобильные платформы. Все решения включают следующий набор функциональных возможностей:
- Контактная книга профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза
- Новости, фотоотчеты, полезная справочная информация вуза
- Карта корпусов вуза, их позиционирование на карте
- Каталог курсов, просмотр расписаний занятий, запись на курсы
- Просмотр учебных видеоматериалов
- Поиск книг из библиотечного фонда вуза, резервирование книг
Эффекты от внедрения
Внедрение Среды дистанционной поддержки обучения позволяет достичь следующих эффектов:
- Повышение привлекательности вуза для учащихся и преподавателей за счет использования передовых технологий в области образования, позволяющих удовлетворить современные потребности в гибкой и эффективной модели обучения
- Привлечение дополнительных категорий граждан: людей с ограниченными возможностями по здоровью, а также работающих граждан за счет персональных настроек системы и методов дистанционного обучения
- Улучшение экономической привлекательности вуза за счет создания пополняемой базы постоянно обновляемых высококачественных образовательных ресурсов и сервисов
- Увеличение количества источников дохода за счет электронного рынка образовательных и административных сервисов для учащихся
- Повышение эффективности образовательной деятельности за счет снижения трудозатрат на проведение аттестационных мероприятий, печати учебных материалов, подготовки отчетов, а также за счет смещения фокуса усилий преподавателей от лекционной к методологической деятельности
- Минимизация влияния недостаточного уровня подготовки педагогических кадров и субъективности оценок за счет стандартизации и унификации учебно-методических процессов
- Повышение эффективности управления образовательной деятельностью за счет открытости и прозрачности учебных процессов, а также инструментов быстрого анализа и контроля качества образовательных услуг вуза
Технические особенности
Представленная Среда поддержки дистанционного образования отвечает современным стандартам дружественного интерфейса, платформонезависимости, открытости, надежности и безопасности:
- Дружественный пользовательский интерфейс позволяет начать работу без специального обучения и без установки дополнительного ПО
- Среда сертифицирована для обеспечения работы учащихся с ограниченными возможностями по здоровью
- Среда совместима с основными операционными системами (Windows, Linux) и web-браузерами
- Среда обладает расширенными возможностями интеграции с другими информационными системами, а также с мультимедийными средствами, используемыми в учебном процессе для организации совместной групповой работы
![Создавайте типовые и индивидуальные учебные модули и курсы](/Portals/7/img/decisions/VP-distant-pict03.jpg)
Рис. 2. Создавайте типовые и индивидуальные учебные модули и курсы
Загрузка учебных курсов в Средe дистанционной поддержки обучения BlackBoard возможна с помощью программных продуктов iSpring Suite, iSpring Pro или iSpring QuizMaker.
![Анализируйте эффективность образовательной деятельности](/Portals/7/img/decisions/VP-distant-pict04.jpg)
Рис. 3. Анализируйте эффективность образовательной деятельности
Подходы к внедрению
Внедрение Среды дистанционной поддержки обучения ведется в соответствии с требованиями российского образования, а также с применением международной методологии Blackboard по созданию и использованию дистанционного обучения в образовании, отвечающей современным стандартам и требованиям. Успешность методологии подтверждена положительным международным и российским опытом.
Проект внедрения ведется в соответствии с разработанным регламентом, планом внедрения и стандартами проектной документации. В ходе реализации проекта осуществляется установка и настройка программно-технических средств, а также разработка регламентов использования Среды и обучение пользователей.