Автоматизированная библиотечная информационная система (АБИС) VIRTUA, разработанная корпорацией VTLS Inc., предназначена для эффективного управления библиотечным фондом, поиска и предоставления читателям библиотек образовательных учреждений необходимых изданий и учебных материалов. Использование международных библиотечных стандартов, технологий и новых возможностей, реализованных в АБИС Virtua, позволяет поднять информационную обеспеченность студентов и других пользователей электронного каталога и фонда библиотеки на новый уровень. АБИС Virtua используют более 3000 библиотек по всему миру.
Группа компаний VP GROUP является официальным дистрибьютором корпорации VTLS Inc. в России, Украине, Белоруссии и Казахстане.
ЭФФЕКТЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ
Внедрение АБИС Virtua обеспечивает:
    - Упрощение доступа читателей к фондам библиотеки.
 
    - Сокращение времени ожидания для читателей.
 
    - Уменьшение затрат на персонал библиотеки.
 
    - Высвобождение библиотекарей для персональной поддержки читателей.
 
    - Сохранность фондов и активов библиотеки.
 
    - Увеличение эффективности управления фондами и процессов обслуживания читателей.
 
    
        
            | Возможности системы  | 
            Эффекты | 
        
        
            | Библиотекари  | 
        
        
            Автоматизация библиотечных процессов:
            
                - Управление Комплектованием
 
                - Управление Каталогизацией
 
                - Управление Обслуживанием
 
                - Управление Периодическими изданиями
 
                - Управление Архивами
 
             
             | 
        
        
            | Повышение эффективности информационно-библиотечного обслуживания и управления фондами | 
        
        
            | Уменьшение затрат на персонал | 
        
        
            | Встроенные средства формирования отчетности | 
            Расширеные возможности проведения статистического анализа и повышение точности учетно-отчетной информации | 
        
        
            | Технология радиочастотной идентификации RFID | 
        
        
            | Организация самообслуживания читателей, основанная на NFC и RFID-технологиях без глубокой доработки системы | 
        
        
            | Возможность функционирования библиотеки 24/7 | 
        
        
            | Обеспечение сохранности фондов и активов библиотеки | 
        
        
            | Высвобождение библиотекарей для персональной поддержки читателей | 
        
        
            | Современный публичный онлайн каталог библиотеки (OPAC) и Электронное хранилище | 
            Расширение объема и разнообразия электронной коллекции | 
        
        
            | Интеграция с внешними электронными каталогами | 
        
        
            | Открытость и доступность информационных ресурсов для всех категорий читателей | 
        
        
            | Эффективное хранение и распространение электронного и мультимедийного контента | 
        
        
            | Сохранение интеллектуального содержания документов, имеющихся в фондах библиотеки | 
        
        
            | Читатели  | 
        
        
            | Современный публичный онлайн каталог библиотеки (OPAC) и Электронное хранилище | 
            Эффективный механизм поиска, заказа материалов и доступа к электронному контенту | 
        
        
            | Технология радиочастотной идентификации RFID | 
            Удобство использования системы и высокая доступность | 
        
    
РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
АБИС Virtua – современная, интегрированная библиотечная система со встроенными сервисными программами и модулями.
Управление каталогизацией и библиотечным каталогом
Модуль каталогизации и модуль каталога позволяют:
    - Создавать, поддерживать и использовать при каталогизации и поиске нормативные записи по фамилии автора, заглавию и ключевым словам, для которых автоматически формируются перекрестные ссылки.
 
    - Облегчить поиск в электронном каталоге при смене автором фамилии, при наличии у него псевдонима.
 
    - Отслеживать поступающие в библиотеку издания по темам и дисциплинам, формировать списки новых поступлений по профилям кафедр.
 
Создание, модификация и удаление записей в электронном каталоге происходит в диалоговом режиме в формате MARC21.
 
Рис.1 MARC-редактор
Рис.2 Форма поиска
Рис.3 Форма экземпляра
Управление комплектованием
Модуль комплектования обеспечивает выполнение в автоматическом режиме таких функций, как заказ, получение изданий, финансовый учет и отчет, ведение подписки и счетов на нее. Системой также поддерживается файл, содержащий информацию о поставщиках, а разработанный интерфейс позволяет делать заказ в диалоговом режиме.
Управление сериальными изданиями
Модуль управления периодикой и сериальными изданиями обеспечивает контроль за получением подписных изданий и их каталогизацию.
Модуль позволяет:
    - Управлять графиком выхода номеров журналов.
 
    - Отслеживать пропущенные выпуски подписных и сериальных изданий.
 
    - Создавать письма-рекламации поставщикам.
 
    - Формировать списки новых поступлений по профилям кафедр.
 
Рис.4 Форма сериальной записи
Управление обслуживанием читателей
Модуль обслуживания читателей позволяет:
    - Управлять процессами выдачи, возврата, продления литературы.
 
    - Отслеживать просрочку ранее выданных книг, начисленные штрафы, заказы на резервирование, очереди на отдельные издания или выходы номеров периодических изданий и т.д. Уведомления могут генерироваться автоматически в соответствии с заданными параметрами.
 
3М SIP2 коннектор обеспечивает возможность организации самообслуживания читателей и автоматизации работы библиотекарей при помощи оборудования радиочастотной идентификации (RFID) и обеспечивает стандартный интерфейс между оборудованием и АБИС.
Для организации самообслуживания читателей и автоматизации работы библиотекарей Группа компаний VP GROUP использует решения компании Bibliotheca (Швейцария). Описание основных элементов такого оборудования вы можете посмотреть по ссылке.
Модуль резервирования материалов предназначен для бронирования книг и помогает облегчить сотрудникам библиотеки и читателям планирование использования материалов: книг, учебников, электронных носителей.
Управление архивами
Модуль управления архивами позволяет иерархически отображать и управлять записями в соответствии со стандартом архивного описания ISAD(G). Поддерживается создание до 27 уровней вложенности иерархии архивного дела (фонды, субфонды, серии, подсерии, файлы и др.). Модуль полностью интегрирован в интерфейс системы. Библиотека может приобрести архивные материалы, используя Модуль комплектования или принимать запросы от читателей из Модуля обслуживания. Архивные материалы могут сосуществовать с неархивными материалами и с FRBR-записями.
Рис.5 Карточка архивной записи
Ведение современного публичного онлайн каталога библиотеки (ОРАС)
 Мощный поисковый инструмент VTLS Chamo Discovery обеспечивает единую точку индексации и доступа к информации одновременно из нескольких внутренних и внешних источников (библиотечного каталога и/или электронного хранилища), поиск информации с функциями фасетной фильтрации. Система позволяет читателям отслеживать свою читательскую запись, просматривать историю обращений (заказов, выданных, возвращенных и просроченных книг), видеть свою задолженность и делать заказы на бронирование литературы на кафедрах книговыдачи.
Рис.6 Основной интерфейс публичного онлайн каталога
Электронное хранилище
Электронное хранилище VTLS Vital упрощает хранение электронных материалов и мультимедийного контента и обеспечивает разные виды поиска (по автору, заглавию, предмету, дате публикации, простой поиск, расширенный поиск, включая поиск по школам, кафедрам, лабораториям и т.д., а также механизм фасетной фильтрации результатов поиска, используя разные категории метаданных, тематическое извлечение метаданных) и предоставляя оперативный доступ к электронным материалам.
VTLS Vital имеет в своем составе веб-ориентированное средство удаленного пополнения электронного хранилища. Авторы могут самостоятельно загружать свои работы и сохранять их в хранилище. В VTLS Vital используются настраиваемые процессы, по которым происходит модерирование загруженного материала.
Ведение статистики и отчетность
Система снабжена удобным веб-ориентированным инструментом ведения статистики и отчетности для контроля и управления деятельностью библиотеки. Есть дополнительный модуль пользовательских отчетов, который предоставляет доступ ко всем данным системы, предназначенным для использования в своей собственной отчетной системе. Статистические данные помогают осуществлять мониторинг учебного процесса, предоставляя возможность отслеживать, насколько активно берется рекомендуемая ими литература и что читает отдельно взятый студент.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
В АБИС Virtua полностью поддерживаются новые библиотечные стандарты FRBR и RDA и основной международный стандарт архивного описания ISAD(G). С FRBR библиотекарю или читателю необходимо искать материал в АБИС только один раз, чтобы получить все материалы, даже если эти материалы были каталогизированы на разных языках, в разных редакциях или с разными предметными рубриками. АБИС Virtua готова к новым правилам каталогизации RDA, основанными на FRBR-модели.
Рис.7 Пример FRBR-записи в АБИС
    
        
            | Универсальность | 
            Система поддерживает стандартные протоколы, обеспечивая удаленный доступ к библиотечному каталогу для всех категорий пользователей. Поддерживает большое количество сетевых протоколов, в том числе протоколы Z39.50, SIP2, OAI-PMH, необходимые для корпоративной работы с другими библиотеками и их каталогами. Архитектура системы является открытой и основана на международных стандартах MARC21 и UNIMARC. Полная поддержка новых библиотечных стандартов FRBR, RDA, ISAD(G). 
            Система позволяет работать на любом из языков, который поддерживает Unicode. Есть встроенное средство локализации интерфейса пользователя. | 
        
        
            | Информативность | 
            Публичный онлайн каталог предоставляет полную информацию о любом издании: наличие в библиотеке, доступность в настоящий момент, причины недоступности (выдано, списано, утеряно, в переплете), место хранения и др. Система интегрируется с внешними библиотечными электронными каталогами. | 
        
        
            | Оперативность | 
            Для получения любой информации, в том числе и для транзакций «книга-читатель», требуется минимальное количество времени. | 
        
        
            | Гибкость | 
            Возможно добавление дополнительных модулей или увеличения количества пользовательских мест. Система может быть интегрирована с другими информационными системами по технологии веб-сервисов.Разработаны механизмы интеграции с популярными системами:
            
                - Бухгалтерского и кадрового учета (1С);
 
                - Электронного документооборота (Directum, решения на базе MS SharePoint);
 
                - Дистанционного обучения (Blackboard);
 
                - и ряда других.
 
             
             | 
        
        
            | Масштабируемость | 
            Система является масштабируемым решением, так как использует СУБД Oracle и может работать как в небольших библиотеках, так и в крупных библиотечных консорциумах. |