Вход для клиентов
    Карта сайта    
 
Главная / Решения / Среда дистанционной поддержки обучения / Эволюция социального обучения: от слов к делу
Эволюция социального обучения: от слов к делу
Юрий ШиловЮрий Шилов, Руководитель направления электронного обучения VP GROUP


Для успешного развития человеческого общества и науки крайне необходима доступность обучения каждого члена общества. С развитием технологий образование становится доступно для все большего числа людей: появляются обучающие книги, фильмы, социальные сети. Но и в современном мире с развитыми технологиями, где нужную информацию можно найти за считаные секунды, подход социального обучения по-прежнему актуален и активно используется как студентами, так и преподавателями. Новейшие технологии и развитие интернет-сервисов позволяют современному человеку выйти на новый уровень социализации. А это, в свою очередь, предусматривает новые возможности обучения и преподавания.

Появление технологий и социаль��ых сетей помогло создать новый вид социального обучения. В сегодняшних условиях преподаватели по-прежнему выступают в качестве помощников, наставников и руководителей, но в то же время снижается степень их влияния на «учебное сообщество», включающее в себя как очных студентов, так и обучающихся удаленно, а также огромное число разнообразных образовательных интернет-ресурсов. Вместо этого все большее число учащихся активно делится в сети как своими знаниями, так и проблемами.

Неотъемлемой частью человеческой эволюции является развитие технических средств. И первое поколение студентов, которые уже не представляют свое обучение без цифровых технологий, обеспечивает направление социального обучения 21-го века.
 
Новые подходы к обучению
 
Международная интеграция государств в экономической, политической, культурной и социальной сферах, смена одного поколения людей, так называемых, self-made people, на другое – поколение Y или ЯЯЯ (от англ. MeMeMe) планомерно ведет к тому, что социальное обучение должно вырабатывать вспомогательные инструменты для успешного усвоения знаний обучающимися. Таким образом, можно прийти к идее о том, что методы обучения должны эволюционировать вместе с человечеством, чье восприятие информации и процесс её усвоения начинает разниться от поколения к поколению. Почему так происходит? 
 
Обратимся к теории, выдвинутой в 1991 году двумя американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Проанализировав всю историю США, они обнаружили определенные временные периоды, когда люди обладали схожими ценностями. 

Согласно данной теории, поколения делятся на 6 больших групп, в основе каждой лежит несколько критериев: годы рождения, период формирования ценностей, ключевые события времени, ценности поколения.
 
Классификация поколений потребителей

Рисунок 1. Классификация поколений потребителей
 
Cопоставление основных событий в США и России

Рисунок 2. Cопоставление основных событий в США и России
 
На сегодняшний день особый интерес представляют два последних поколения –Y и Z, потому что каждое из них задает вектор развития социального обучения и в равной степени применяемых им методов, например, e-learning. 

Начнем с того, что представители этих поколений практически неразлучны со своими гаджетами и определенную часть дня непременно проводят в альтернативной реальности – социальных сетях. Интересно отметить, что социальные сети уже служат не только банальным средством общения, но и оперативным источником информации, за которую чаще всего не нужно платить.

Но не только доступность информации является залогом успешного обучения. Не менее важна правильность подачи материала, ведь не каждый ученый может быть хорошим преподавателем на практике.
 
Роль преподавателя сегодня

В современном мире роль преподавателя меняется. Как сделать учебные материалы более интересными, внести интерактивность в обучение, какие задания подобрать для  работы в командах, а что оставить для факультативного изучения – эти вопросы становятся более актуальными для современного преподавателя и определяют необходимость  переосмысления методик преподавания.

Развитие технологий будет играть центральную роль и в дальнейшей модернизации сферы образования. Вопросы доступности, качества и взаимосвязи обучения гораздо более эффективно можно решать за счет применения новейших технических средств.

При наличии в вузе системы управления обучением лучше передать рутинные мероприятия классического образования в такую систему. Преподавателю будет намного удобнее разместить основные лекции и комментарии к ним в электронном курсе, чтобы необходимые для студентов материалы были доступны в любое время.  
 
При таком подходе, когда преподаватель будет сам использовать новые средства общения со студентами (форумы, блоги и т.д.), и учащиеся будут более активно подключаться к работе.
 
Для преподавателя важно создать атмосферу взаимного доверия и понимания целей обучения за счет открытости и доступности учебных материалов в режиме 24/7, в т.ч. с помощью мобильных устройств: например, опубликовать контрольные вопросы и критерии оценки по каждой теме. Тогда учащиеся осознают, что обучение – это интерактивный процесс, которым каждый может сам управлять. 
 
Более того, это помогает улучшить в целом атмосферу на занятиях. Студенты будут видеть в преподавателе человека, который старается более интересно и правильно подготовить и преподнести им материал.
 
Перевернутое обучение
 
На сегодняшний день все большую популярность среди преподавателей получает методика перевернутого обучения (flipped classroom), когда на место работы исключительно в классе (зачастую, пассивной с точки зрения учащихся) приходит возможность организации внеклассной активности с помощью предоставления круглосуточного доступа к учебным материалам, что дает возможность уделить большее внимание групповой и практической работе в учебной аудитории.
 
Практика показывает, что такая модель обучения повышает активность студентов в классе, включая количество обсуждений и процент совместной работы. По мнению многих преподавателей, такая методика позволяет им дать более точную оценку работе учащегося.

Среди преподавателей, использующих перевернутое обучение, 57% считают его наиболее успешным. Также более 80% отметили улучшение отношения к учебе со стороны студентов и повышение собственной вовлеченности в работу, а также удобство подачи материала.

В целом, преподаватель  становится сейчас на один уровень с учащимся и направляет каждого по определённому вектору обучения. Сегодня обучение – это  работа в командах: преподаватель уходит от роли единственного носителя знаний, и является скорее ментором,  контролируя процесс в различных командах с индивидуальными заданиями.  А учащиеся развивают свои коммуникативные навыки и учатся работать в команде. Такой опыт очень актуален в современных условиях, когда реальная работа в компаниях основана на взаимодействии команд и достижения целей в рамках проектов.  
 
Мобильное обучение
 
Мобильное обучение

По статистике, за рубежом около трети абитуриентов при выборе вуза обращают внимание на наличие у него мобильных сервисов. В этом нет ничего удивительного: современные студенты живут в мире смс и социальных сетей. Кроме того, на сегодняшний день рост рынка смартфонов в 10 раз выше, чем рост рынка ПК в 1980-х гг., и в 3 раза выше, чем рост числа пользователей социальных сетей. Даже привычная всем электронная почта уходит на второй план: ее место заняли различные мобильные приложения для обмена сообщениями. Студенты на 9% больше времени тратят на использование мобильных приложений, чем на Интернет.
 
Собственное мобильное приложение может стать второй визитной карточкой вуза после сайта. Кроме учебных материалов, в нем можно также разместить список преподавателей или историю учебного заведения. На сегодняшний день в США 97% пользователей активно используют доступ к LMS с мобильных устройств.
 
В России мы находимся в начале пути массового внедрения мобильных технологий в образование, однако эта идея в ближайшие годы может стать одним из основных трендов в нашей стране. Сейчас мобильные сервисы внедряются как дополнительные варианты доступа к учебным материалам и электронным курсам в LMS или используются как мобильный сервис для проведения веб-конференций (в качестве примера подобного решения можно привести приложение Blackboard Collaborate Mobile). 
 
Интерфейс приложения Blackboard Collaborate Mobile

Интерфейс приложения Blackboard Collaborate Mobile
 
Современные тренды в использовании социальных сетей в преподавании
 
Внедрение опыта общения с помощью социальных сетей также следует рассматривать как одну из важных тенденций в эволюции социального обучения. Многие преподаватели и большинство учащихся сегодня уже имеют учетные записи как минимум в одной из известных социальных сетей. Однако, согласно опросам, учащиеся хотели бы четкого разделения социальной сети на «внеучебную» и «учебную». Такого же мнения придерживаются и опрошенные преподаватели. В качестве ответа на этот вызов сегодняшней аудитории, компания Blackboard в начале 2013 года представила первое решение для собственной учебной социальной сети, интегрированное в систему электронной поддержки обучения Blackboard Learn. 
 
Социальная сеть Blackboard предназначена, в первую очередь, для общения и обмена опытом, объединения в группы по интересам и намеренно лишена развлекательных сервисов.Уникальной особенностью данной сети является ее интеграция с различными учреждениями, оказывающими образовательные услуги по всему миру. Теперь обучаемый может обсуждать интересующие его вопросы не только со своими сокурсниками или специалистами предметной области своего учреждения, но и с учащимися других учебных заведений, изучающими ту же предметную область. Кроме того, становится возможным расширение круга профессиональных связей за счет возможности общения со специалистами организаций, использующих учебную среду Blackboard Learn для переподготовки или повышения квалификации кадров.
 
Вовлечение студентов в обучение 
 
Несмотря на популярность среди учащихся идеи использования электронного обучения в повседневной учебной деятельности, задача вовлечения учащихся в образовательный процесс порой связана с трудностями. Встречаются ситуации, когда учащиеся входят в систему один-два раза и больше не делают этого в течение семестра. Преподавателю необходимо направить внимание учащегося в сторону учебной деятельности, вопреки отвлекающим факторам вокруг, в отсутствие сопутствующей очному обучению обстановки. 

Классический вариант подачи информации, когда преподаватель учит явным образом, вызывает у современных студентов отторжение, поэтому все большую популярность набирают игровые и коммуникативные методы обучения. Главной проблемой становится то, каким образом заинтересовать студента, чтобы он сам захотел зайти дома в LMS или открыть мобильное приложение. Не все вузы, а главное, не все преподаватели готовы к такой перестройке методик преподавания. 
 
Но надо помнить, что на рынке образовательных услуг растет конкуренция. Современные студенты находятся в глобальном мире и видят, в каких условиях обучаются их сверстники за рубежом. Они хотят видеть такие же возможности обучения и в своем вузе. Это является стимулом для прогрессивных учебных заведений в России внедрять различные технологии, платформы для обучения, также для них крайне важно принять во внимание интерес студентов к современным  мобильным сервисам.   
 
В Университете Нортгемптона (Великобритания)  мобильное приложение используется в том числе и студентами курса по дизайну. В течение дня студенты занимаются различными видами деятельности в разных группах для реализации своих идей. С помощью мобильного приложения они могут сделать снимок и запечатлеть каждый момент своего творческого процесса, что  особенно важно для работ из льда или желеобразных материалов. Из мобильного приложения они отправляют снимок преподавателю – для быстрой оценки правильности выбранного направления и небольшого комментария. 
 
Преподавательница курса отмечает:  «Иногда мне нужно всего 5сек, чтобы оставить комментарий. Такой способ помогает наладить связь между студентом и наставником. Один из юношей делал фотографии  в лесу и отправлял мне. Я смогла сразу написать ему, что нужно сделать новый снимок под другим ракурсом. И ему не пришлось возвращаться в университет, ждать встречи для показа фотографий.  И, когда я вижу что-то в своей жизни, что может пригодиться студентам для воплощения их замыслов – могу поделиться с ними, отправив свои снимки».  
 
 Административное здание Отагского университета (Новая Зеландия) в неоготическом стиле

Административное здание Отагского университета (Новая Зеландия) в неоготическом стиле
 
Преподаватель архитектуры  попросил студентов во время занятия выйти, найти и сфотографировать здания в неоготическом стиле на территории кампуса и выслать ему (с помощью мобильных устройств и соответствующего приложения к LMS), чтобы он смог оценить правильность выбранного варианта. Студенты активно включились в поиск и нашли на территории кампуса два подобных здания.  
 
Из интервью консультанта VP Group Юрия Кириллова сайту www.education-events.ru
 
Такие подходы сейчас работают, делая интересным и увлекательным процесс обучения как для студентов, так и для преподавателей. 

С одной стороны, глобализация, размывая границы между государствами, предоставляет многим желающим широкий выбор сфер, мест и возможностей для реализации полученных во время обучения знаний и навыков. В то же время для реализации данной возможности  молодой специалист должен быть готов принять вызов, который неизбежно будет брошен агрессивной рыночной средой.

Как показывает практика, сегодня не достаточно иметь одного вузовского образования, но необходимо постоянно “добирать” актуальные знания для успешной работы и дальнейшего карьерного роста. Из этого можно сделать вывод, что процесс получения новых знаний должен быть максимально удобным и доступным, так как доступность очного высшего образования ограничена для целого слоя населения.

 


© VP GROUP, 2004-2017
Все права защищены


Дизайн сайта — студия Delaform
Тел.: +7 (495) 968-7070
E-mail: support@vpgroup.ru
Правила использования