Компания Blackboard является мировым лидером в сфере дистанционных образовательных технологий за счет предоставления уникального комплекса услуг и интегрированных программных решений, которые успешно используются более чем в 10 000 организаций по всему миру. Группа компаний VP GROUP, предлагающая своим клиентам лучшие отраслевые решения в различных сферах деятельности, с 2007 г. является единственным официальным партнером Blackboard на территории России и стран СНГ.
Решение Blackboard Learn может выступать в качестве основы для создания среды электронной поддержки обучения, так как в его рамках реализуются задачи централизованного хранения и предоставления доступа к учебной информации, а также задачи контроля и анализа результатов обучения. Данное решение является веб-ориентированным, т.е. все возможности решения доступны пользователям через стандартный веб-браузер.
ЭФФЕКТЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ
Возможности системы |
Эффекты |
Обучаемые |
Социальное обучение |
Повышается интерес к изучаемым дисциплинам за счет возможности обсуждать учебные материалы с обучаемыми и преподавателями как своего курса или учреждения, так и с заинтересованными пользователями со всего мира |
Совместная работа |
Репозитарий учебных материалов |
Повышается уровень усвоения материала за счет предоставления качественных учебных материалов в различных форматах |
Внешние источники данных |
Индивидуальные учебные траектории |
Повышается уровень усвоения материала за счет адаптации курса под индивидуальные осо-бенности обучаемого |
Преподаватели |
Репозитарий учебных материалов |
Повышается эффективность подготовки учебных курсов за счет использования ранее разра-ботанных или приобретенных учреждением материалов |
Внешние источники данных |
Повышается эффективность подготовки учебных курсов за счет использования внешних источников данных |
Совместная работа |
Снижается риск «потери» обучаемого за счет его поддержки со стороны других участников курса |
Снижается нагрузка на преподавателя за счет того, что обучаемые могут/должны обращаться за помощью к другим участникам курса |
Контроль знаний и Антиплагиат |
Повышается точность оценки знаний обучаемых за счет использования разнообразных контроль-ных заданий |
Компетенции |
Повышается качество подготавливаемого курса за счет возможности контроля соответствия курса требуемым наборам учебных целей |
Индивидуальные учебные траектории |
Повышается качество подготавливаемого курса за счет учета индивидуальных особенностей обучаемых |
Руководство |
Компетенции |
Повышается удобство анализа учебной деятельности за счет использования информации о степени проработки учебных курсов и результатам овладения обучаемыми требуемых наборов компетенций |
Опросы |
Повышается удобство анализа учебной деятельности за счет использования информации, формируемой на базе общесистемных опросов различных категорий пользователей |
Репозитарий учебных материалов
Одним из ключевых компонентов Blackboard Learn является Репозиторий учебных материалов, который позволяет учреждению централизованно хранить учебную информацию в рамках единого файлового хранилища. Данный подход исключает необходимость повторной загрузки материалов в различные учебные курсы и позволяет эффективно использовать вычислительные ресурсы учреждения.
Рис.1 Централизованное хранение учебных материалов
Внешние источники данных
Компания Blackboard активно сотрудничает с мировыми издательствами, а также поставщиками разнообразного учебного контента. В результате данного сотрудничества преподавателю, создающему учебный курс в Blackboard Learn, становится доступна возможность быстро встраивать в учебную среду требуемые материалы Barnes&Noble, Pearson, McGrawHill, YouTube, SlideShare, Flickr и др.
Рис.2 Добавление материалов YouTube в курс
Контроль знаний
Для анализа результатов обучения в Blackboard Learn встроены различные механизмы контроля знаний обучаемых. Для тестовых заданий могут использоваться каталоги вопросов курса, позволяющие быстро создавать индивидуальные для разных обучаемых задания с учетом требуемой тематики и сложности вопросов. В Blackboard Learn также реализованы индивидуальные и групповые текстовые задания, которые могут проверяться как самим преподавателем, так и обучающимися по заданным преподавателем критериям.
Рис.3 Анализ качества подготовленного теста
Антиплагиат
Процесс проверки работ учащихся может быть достаточно трудоемким, в особенности если речь идет об объемных текстах. Встроенное в Blackboard Learn средство проверки работ на предмет плагиата позволяет значительно сэкономить время преподавателя и сфокусировать его внимание только на работах, выполненных учащимися самостоятельно. Проверка работ осуществляется по всем общедоступным веб-ресурсам, по локальной базе документов учреждения, а также по объединенной базе документов учреждений, использующих Blackboard Learn. Сотрудники учреждения также могут использовать средство Антиплагиат для проверки собственных документов.
Рис.4 Анализ найденных совпадений в работе
Компетенции
В Blackboard Learn реализован единый каталог компетенций, позволяющий учреждению в явном виде формулировать цели обучения по всем направлениям подготовки и с любым уровнем детализации. Таким образом, процесс проектирования учебных курсов может опираться на вполне конкретные требования, а любые элементы курса могут быть сопоставлены с некоторым набором компетенций. Подобные связи позволяют на уровне курса или всего учреждения анализировать качество предоставляемого учебного материала, а также строить отчеты по освоению требуемых наборов компетенций.
Рис.5 Каталог компетенций учреждения
Индивидуальные учебные траектории
Blackboard Learn обладает гибкими возможностями по настройке учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Содержимое учебного курса может автоматически подстраиваться под конкретного обучаемого в зависимости от того, в каком темпе он изучает материалы курса, в какой последовательности и каких результатов достигает в ходе выполнения контрольных заданий.
Рис.6 Просмотр индивидуальной траектории учащегося
Совместная работа
Реальный опыт использования систем электронной поддержки обучения показывает, что одной из ключевых проблем организации учебного процесса является отсутствие мотивации со стороны обучаемых, которая, как правило, вызвана изолированностью обучаемых друг от друга. Blackboard Learn решает данную задачу за счет встроенных в учебную среду Форумов, Блогов, Журналов, Вики и других средств взаимодействия, которые тесно переплетаются с учебными материалами курса и предусматривают оценку преподавателем. Это заставляет обучаемых более вдумчиво анализировать материал, задавать вопросы и активнее помогать другим участникам курса.
Рис.7 Анализ активности учащегося в форуме и выставление оценки за работу
Социальное обучение
Новым этапом развития Blackboard Learn можно считать запуск учебной социальной сети. Уникальной особенностью данной сети является ее интеграция с различными учреждениями, оказывающими образовательные услуги по всему миру. Теперь обучаемый может обсуждать интересующие его вопросы не только со своими сокурсниками или специалистами предметной области своего учреждения, но и с учащимися других учебных заведений, изучающими ту же предметную область. Кроме того, становится возможным расширение круга профессиональных связей за счет возможности общения со специалистами организаций, использующих учебную среду Blackboard Learn для переподготовки или повышения квалификации кадров.
Рис.8 Обсуждение с участниками тематического учебного пространства социальной сети
Опросы
Для всестороннего анализа предоставляемых учреждением образовательных услуг порой недостаточно статистики по успеваемости или статистики по количеству подготовленного учебного материала. Для полного анализа также необходимы инструменты обратной связи, позволяющие получать информацию от всех участников учебного процесса по интересующим руководство критериям. В Blackboard Learn данная задача решается за счет общесистемных опросов, которые могут формироваться для различных целевых групп в требуемые диапазоны времени. Подобный подход позволяет получать объективные данные по интересующим руководство вопросам, а также анализировать динамику изменений ключевых показателей в течение требуемого периода времени.
Рис.9 Отчет по результатам опроса