Компании VP GROUP и Blackboard провели 9 октября 2012 г. третью в этом году совместную конференцию, посвященную обсуждению современных технологий обучения и мирового опыта эффективного использования e-learning ‒ «Решения Blackboard для успешного преподавания и обучения» (Bb day Moscow). Конференция прошла в рамках образовательного форума EduTech Russia 2012 в МВЦ Крокус Экспо (Москва).
В конференции приняли участие около 80 специалистов высших и средних учебных заведений, IT и HR-подразделений ряда компаний. Среди участников конференции были представители таких вузов, как СПБГТИ(ТУ), НИУ ВШЭ, СВФУ, КНИТУ-КАИ, РГАУ-МСХА им. Тимирязева, РГУ нефти и газа им. Губкина, РХТУ им. Менделеева и др., а также компаний: УГМК-Холдинг, ПриватБанк, Mars и др.
Открыл конференцию Томас Джепсен (Thomas Jepsen), вице-президент Blackboard в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка). Он отметил, что сегодня именно студенты задают вектор развития технологий в образовательном процессе. Технологии развиваются быстрыми темпами: появляются новые технические устройства, мобильные приложения, социальные платформы ― и в условиях глобальной конкуренции образовательным учреждениям приходится прикладывать много усилий для соответствия современным требованиям, главным образом за счет внедрения технологий электронной поддержки обучения.
|
Томас Джепсен (Thomas Jepsen), вице-президент Blackboard в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) |
Компания Blackboard, создавая лучшую виртуальную среду для обучения и развивая функционал ьные возможности своих решений, уделяет особое внимание следующим аспектам:
1) Социальная составляющая – важность интенсивного общения между студентами и преподавателями;
2) Интегрированность – решение вопросов интеграции систем, уже имеющихся в вузах;
3) Мобильность – представление доступа и расширение возможностей, связанных с мобильными устройствами;
4) Аналитика – развитие сервисов для измерения, отслеживания и оценки всего процесса обучения.
Говоря об использовании электронного обучения, Юрий Шилов, руководитель направления Blackboard компании VP GROUP, выделил необходимость четкого понимания: кто будет отвечать за его внедрение, для каких групп учащихся оно будет использовано, а также кто и каким образом будет применять новые технологии в преподавании.
Он подробно рассказал о трех направлениях повышения эффективности образования с помощью e-learning: академическом, административном и социальном. Их сочетание позволит учесть различные подходы к обучению учащихся, аккумулировать и анализировать всю доступную информацию по учебному процессу и делать более удобным процесс получения знаний для студентов.
Более 2 миллиардов долларов были инвестированы компанией Blackboard за последние три года в новые технологии и разработки. При формировании стратегии развития ПО важное внимание уделяется обратной связи с пользователями системы. Последняя «дорожная карта» была сформулирована с помощью пользователей из 14 стран, и в ней было учтено более 2000 предложений.
Представляя новые возможности, реализованные в решениях Blackboard, Юрий Шилов выделил одну из инициатив – web-платформу xpLor. Платформа дает возможность обмениваться различными электронными ресурсами между образовательными учреждениями. xpLor позволит искать учебный контент по всему миру и использовать его в дальнейшей работе над электронными курсами.
Представители вузов познакомили слушателей с конкретными примерами использования технологий Blackboard.
|
Юрий Шилов, руководитель направления Blackboard VP GROUP |
Джерон тен Хааф (Jeroen ten Haaf), руководитель программ электронного обучения Маастрихтского университета (Нидерланды), поделился с участниками конференции опытом использования виртуальных аудиторий при применении проблемно-ориентированного подхода к обучению. Необходимость дистанционного обучения в университете связана с тем, что студенты и преподаватели живут в различных частях города. Джерон тен Хааф рассказал об эксперименте по использованию платформы Blackboard Collaborate в обучении. Возможность пригласить в виртуальный класс любого участника из любого уголка мира была использована в учебных модулях, связанных с привлечением иностранных коллег.
Было отмечено, что Blackboard Collaborate стимулирует получение обратной связи от студентов и способствует их вовлечению в образовательный процесс. Виртуальные занятия смогли стать полноправной заменой традиционным. Отдельно Джерон тен Хааф выделил стабильность работы платформы и интуитивность в ее освоении. Сейчас платформа применяется в одновременном обучении нескольких тысяч студентов на регулярной основе.
Отвечая на вопросы участников конференции об использовании других систем, Джерон тен Хааф рассказал: «Раньше мы использовали Skype: с одной стороны удобно, но с другой ― не очень функционально. Я называю Blackboard Collaborate ― Skype SuperPlus, потому что она предоставляет очень много дополнительных возможностей».
|
Джерон тен Хааф (Jeroen ten Haaf), руководитель программ электронного обучения Маастрихтского университета (Нидерланды) |
Тамара Чистякова, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технического университета) ‒ СПбГТИ(ТУ), рассказала о проекте по разработке и апробации программы обучения производственного высококвалифицированного персонала инновационного предприятия РОСНАНО. Университет является одним из 15 вузов, участвующих в проекте РОСНАНО по подготовке кадров для наноиндустрии. Форма обучения в режиме e-learning является предпочтительной в виду высокой занятости специалистов на рабочем месте. Для реализации программы были выбраны решения Blackboard. Созданная виртуальная среда позволила выстроить индивидуальные траектории обучения по модульному принципу.
Тамара Чистякова отметила ряд возможностей активного обучения с помощью созданной среды: использование 3D-моделей оборудования с дистанционным доступом, позволяющих виртуально проводить его настройки – «крутить ручки»; удаленное изучение образцов на электронном микроскопе, сопровождаемое комментариями специалистов; экспертная оценка уровня знаний учащихся на основе результатов практических занятий и др.
«Контент по-прежнему имеет важное значение. Наш вуз сохранил специалистов и ученых, владеющих знаниями, технологиями управления данными и проведения исследований. Современная среда обучения позволяет донести этот контент до молодых людей, сделав его более интересным и доступным, в том числе с помощью мобильных технологий. Как руководитель проекта я хочу сказать огромное спасибо VP GROUP, где работают настоящие профессионалы и энтузиасты. Их поддержка позволила в короткий срок реализовать данную программу », – отметила Тамара Чистякова.
Сейчас виртуальная среда в вузе используется для подготовки магистрантов в области материаловедения и IT-технологий. «Мы знаем, что такое самим создавать подобную среду для обучения – это годы. Может уйти до 5 лет для создания таких систем, и тогда они устареют раньше, чем начнется их эксплуатация», – сказала Тамара Чистякова в заключение.
|
Тамара Чистякова, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технического университета) ‒ СПбГТИ(ТУ) |
Участников конференции интересовало, как решается проблема, связанная с необходимостью преодолевать сопротивление преподавателей к внедрению электронного обучения и разработке электронных курсов.
Джерон тен Хааф отметил, что преподаватели сами заинтересованы в использовании современных технологий электронного обучения, и вуз предоставляет им такую возможность. Проблем с вовлечением преподавателей в процесс создания электронных курсов в Маастрихтском университете не возникает. Тамара Чистякова заметила: «В представленном проекте участвовали ученые-энтузиасты, которых не требовалось «заставлять». Если говорить о традиционном обучении ― то сопротивление есть. Но люди сопротивляются, однако для соответствия аккредитационным требованиям вынуждены делать то, что нужно. И после первоначального сопротивления приходит этап, когда преподавателю становится удобно использовать систему электронного обучения».
Другие вопросы, которые адресовали докладчикам участники конференции, были связаны с техническими требованиями, функциями и возможностями систем, доступностью решений для вузов, временем, требующимся для внедрения и др. На конференции участники смогли увидеть живую демонстрацию функциональных возможностей платформ и мобильных технологий Blackboard, которую провел Юрий Шилов.