Выставка-конференция «Образование 3.0» прошла на территории ВВЦ с 31 октября по 2 ноября 2013 года в рамках Дней профессионального образования Москвы. Компании VP GROUP и Blackboard приняли активное участие в этом крупнейшем отраслевом мероприятии: на совместном стенде компаний, а также во время конференции "Лучшие практики e-learning для повышения международной конкурентоспособности образовательных учреждений" (Bb Forum Moscow) и мастер-класса «Мобильные решения Blackboard» проводилась демонстрация функциональных возможностей различных платформ и мобильных технологий Blackboard для поддержки высокого качества образовательного процесса.
В своем выступлении на пленарном заседании конференции «Образование 3.0» Томас Джепсен, вице-президент компании Blackboard, выделил три ключевых рекомендации для образовательных учреждений, стремящихся обеспечить свою конкурентоспособность в условиях современного рынка образовательных услуг: быть в курсе стремительно происходящих в сфере образования изменений, не бояться экспериментировать и включить технологии в стратегию развития вуза, сделав их частью процесса обучения.
По мнению Томаса Джепсена, образование становится глобальным , что оказывает влияние на формы предоставления контента и изменение методик обучения, образовательный процесс становится более персонализированным и концентрируется на потребностях учащегося. Вузам, не имеющим разработанной стратегии для доставки образовательного контента через интернет и мобильные устройства, будет очень тяжело конкурировать к 2020 году. Все большее значение приобретает грамотное использование и анализ больших объемов данных как руководством, так и преподавателями вузов.
Основываясь на опыте компании Blackboard в осуществлении проектов в ведущих вузах в разных странах мира, Томас Джепсен представил основные предпосылки для их успешной реализации. При внедрении электронного обучения необходимо учитывать, как технологии e-learning впишутся во внутреннюю экосистему вуза, необходимо осуществлять их привязку к уже имеющимся способам предоставления образовательного контента. Он подчеркнул важность понимания технологий их пользователями: преподавателями и студентами, предоставляя им сервисы, позволяющие общаться между собой в течение процесса обучения и иметь доступ к образовательному контенту круглые сутки.
Подробнее о новых разработках и решениях Blackboard, о реализованных проектах в академическом и корпоративном сегментах было рассказано на состоявшейся 31 октября конференции "Лучшие практики e-learning для повышения международной конкурентоспособности образовательных учреждений" (Bb Forum Moscow).
На открытии конференции Никита Смуров, генеральный директор компании VP GROUP, отметил, что технологии стремительно меняют сферу образования, и именно с их помощью вузы могут становиться конкурентоспособными и предоставлять студентам интерактивную, мобильную и вовлекающую в обучение и общение среду, соответствующую глобальным трендам на рынке.
Пабло Ланга, руководитель направления мобильных технологий Blackboard, рассказал о новых решениях Blackboard 2013 года ‒ мобильном приложении Mosaic и платформе xpLor. Он подчеркнул важность включения мобильных технологий в стратегию развития вузов, как для привлечения студентов, так и для использования в процессе обучения. Приложение Mosaic, доступное на российском рынке с 21 октября 2013 года, позволяет пользователю самостоятельно разработать мобильное приложение Blackboard Mobile Central – без привлечения программистов образовательного учреждения или специалистов Blackboard. Приложение Blackboard Mobile Central содержит различные данные о вузе, такие как список курсов, карта кампуса, контактные данные, новости и анонсы мероприятий и др., и предназначено для привлечения абитуриентов и предоставления полной информации о вузе студентам.
Пабло Ланга также рассказал об xpLor – облачной платформе для поиска, размещения и обмена образовательным контентом по всему миру между образовательными учреждениями. xpLor является первым облачным хранилищем учебного контента, которое поддерживает взаимодействие с различными системами управления обучением (LMS). Авторы контента могут управлять списком пользователей, которым разрешается просматривать или изменять контент. В xpLor реализованы различные варианты доступа к просмотру и изменению контента: от "All Rights Reserved" до открытого творческого обмена, что позволяет использовать возможности краудсорсинга для совместной работы.
Об общих подходах и отличиях в реализации проектов электронного обучения за рубежом и в России, в вузе и корпоративном университете, участники конференции смогли узнать из выступлений представителей организаций, уже использующих технологии Blackboard.
Роб Хоув, руководитель по развитию образовательных технологий Университета Нортгемптона (Великобритания), представил свой 11-летний опыт реализации проекта в области электронной поддержки обучения. Аналитические инструменты позволили лучше узнать потребности различных групп студентов и преподавателей для дальнейшего обсуждения со всеми заинтересованными подразделениями и реализации пилотных проектов с получением обратной связи. Он подчеркнул продолжающуюся работу университета над разработкой новых способов для привлечения и удержания преподавателей и студентов, для чего очень важным является постоянное нахождение на связи с пользователями.
В Дальневосточном федеральном университете реализуется масштабный проект «Электронный университет», частью которого является подсистема электронного обучения. Евгения Никитина, главный специалист Центра развития электронных и мультимедийных сервисов ДВФУ, описала, как происходит реализация проекта по внедрению в учебный процесс системы электронных образовательных сервисов на платформе Blackboard.
При внедрении электронного обучения в вузах существует проблема, связанная с мотивацией преподавателей и их опасениями, что система электронной поддержки обучения их полностью заменит. В своем докладе Евгения Никитина рассказала о том, как решается подобный вопрос в ДВФУ: существует рейтинговая система оценки деятельности преподавателей, а также дифференцированный подход к начислению заработной платы в зависимости от трудовых достижений. Процесс вовлечения преподавателей происходит последовательно в течение нескольких лет: начиная с загрузки учебно-методических комплексов в LMS (с 2011г.), затем преподаватели перешли к созданию электронных курсов и в текущем году уже начали проводить занятия с их использованием.
В 2014-2015 гг. преподаватели ДВФУ будут совершенствовать курсы в соответствии с оценкой учащихся и затем с оценкой экспертной группы. Впоследствии, важным для оценки деятельности преподавателя станет включение курса в реестр курсов, передаваемых другим вузам.
Важным моментом является организационно-методическая поддержка проекта внедрения электронного обучения в вузе. В ДВФУ она происходит с помощью соответствующих приказов ректора и специально разработанных и утвержденных регламентов.
Надежда Шимова, специалист Управления информационных технологий Технического университета Уральской горно-металлургической компании (УГМК) представила особенности корпоративного образовательного учреждения в компании, состоящей из более чем 50-ти предприятий, расположенных в 12-ти регионах страны. Доклад Надежды Шимовой участники смогли услышать и увидеть с помощью решения для проведения видеоконференций и вебинаров платформы Blackboard Collaborate.
Около 30% работников компании из 80-ти тысяч ежегодно проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Для того, чтобы поднять на новый уровень систему подготовки персонала (рабочих, инженерных и руководящих кадров) компании, был создан Технический университет УГМК. В открытом 3 сентября 2013 года университете в текущем году планируется обучить 4000 человек. Электронная поддержка обучения осуществляется на базе решений Blackboard. Доступ к информационным системам происходит через веб-сайт Технического университета.
В ТУ УГМК реализуется три формы дистанционного обучения:
- занятия с удаленными слушателями проводятся онлайн с помощью Blackboard Collaborate,
- работа слушателей с электронным курсом, хранящемся в LMS Blackboard Learn происходит оффлайн,
- слушатели также работают над проектами в среде Blackboard между очными модулями.
Надежда Шимова отметила удобство доступа пользователей к электронным курсам через мобильные устройства.
Юрий Кириллов, консультант VP GROUP, подробно остановился и на других возможных способах и решениях для вовлечения учащихся в процесс обучения и развития их взаимодействия между собой и с преподавателями, опираясь на экспертизу компании Blackboard.
Также Юрий Кириллов выступил ведущим мастер-класса, который прошел 1 ноября, на котором продемонстрировал возможности мобильных решений компании Blackboard, в том числе обновленное и ставшее более удобным и персонализированным приложение Blackboard Mobile для обеспечения мобильного доступа к платформам Learn (LMS) и Collaborate (решение для проведения видеоконференций и вебинаров).
Компании VP GROUP и Blackboard благодарят участников конференции "Лучшие практики e-learning для повышения международной конкурентоспособности образовательных учреждений" (Bb Forum Moscow), а также посетителей выставки «Образование 3.0» за проявленный интерес и будут рады видеть вас на следующих мероприятиях.